04 Мар

Тест акустической системы Avantgarde Acoustic Zero 1 XD: смена вех

 

Как известно, самым капризным компонентом аудиосистемы является громкоговоритель. Нелинейных искажений он выдает в десятки, а то и в сотни раз больше, чем источник или усилитель; его импеданс зависит от воспроизводимой частоты; возможны проблемы с разделительным фильтром, согласованием драйверов и, как следствие, с амплитудно-частотной характеристикой. В итоге универсальный усилитель оказывается неспособен удовлетворить претензии конкретного громкоговорителя, поэтому многие приверженцы высококлассного звучания считают идеальной активную акустику, в которой каждый динамик раскачивается собственным усилителем. По такой схеме разработана обновленная модель Zero 1 XD от Avantgarde Acoustic, однако этим ее достоинства далеко не исчерпываются.

Основателя германской фирмы Avantgarde Acoustic Хольгера Фромме поначалу хочется записать в ряды консерваторов, если не ретроградов. В далеких 80-х он услышал, как музыку Pink Floyd воспроизводит легендарная рупорная акустика Klipschorn, и был очарован навсегда. Затем произошла судьбоносная встреча с инженером-конструктором Матиасом Руффом, тоже подпавшим под обаяние рупорного звука, и в 1991 г, после восьми лет совместного конструирования рупорных АС в домашних условиях, родилась Avantgarde Acoustic. Девизом новоиспеченных «фабрикантов» стало многообещающее Purity Meets Performance, что в вольном переводе означает «Чистота звучания вкупе с отличными параметрами».

Рупор: за и против

Аргументы в пользу рупора неоспоримы — недаром такую форму имеет и само человеческое ухо. Если же вернуться от анатомии к инженерии, то рупорная конструкция позволяет, во-первых, увеличить чувствительность излучателя (например, у нашей подопечной этот показатель составляет ни много ни мало 104 дБ!), во-вторых, расширить область воспроизводимых им частот. Последнее очень важно (по крайней мере, для СЧ-драйвера), т.к. дает возможность снизить частоту раздела кроссовера и воспроизвести весь диапазон вокала посредством одного динамика. (Акустическая система с такими характеристиками — незаменимый партнер для однотактного лампового усилителя.)

Однако не все так просто. Рупорная акустика имеет повышенную направленность, т.е. меньшую зону стереоэффекта. Мало того, рупор классической экспоненциальной формы вносит в звучание собственные искажения (появляются т.н. окрашивания, иными словами, изменения тональности). В связи с этим инженеры Avantgarde Acoustic применяют рупоры, имеющие в сечении не экспоненту, а трактису, что позволяет звуковым волнам оставаться идеально сферическими и тем самым избежать окрашиваний.

Звонить при пожаре?

Более двух десятилетий фирма Avantgarde Acoustic производила громкоговорители, полностью отвечавшие нашим представлениям об аппаратуре класса High End. Это крупногабаритные колонки с активным сабвуфером, увенчанные пластиковыми рупорами, больший из которых не уступает по размеру граммофонной трубе. Однако в 2014 г. произошло знаменательное событие, можно сказать, смена вех — среди этих, образно выражаясь, мастодонтов появилась сравнительно небольшая акустическая система Zero 1 — полностью активная, да еще и со встроенным цифро-аналоговым преобразователем!

Отсюда, видимо, и ее необычный индекс «ноль один». Пыл тех, у кого он вызывает желание набрать телефон пожарной службы, поспешим охладить: создатели имели в виду первую модель, основанную на принципиально ином (начатом, так сказать, с чистого листа, с нуля) подходе к компоновке рупорного громкоговорителя. Акустическая система выпускалась и в версии PRO — с программным обеспечением, позволяющим в широких пределах изменять характер ее звучания. Сравнительно недавно появилась новая версия программного обеспечения, названная XD. Тест Zero 1 XD мы и предлагаем вашему вниманию.

Женщина в черном

Окинув эту акустическую систему первым — ознакомительным — взглядом, я тотчас вспомнил «Звездные войны», точнее, флагманский звездолет Дарта Вейдера «Палач». Суперсовременный дизайн Zero 1 XD резко контрастирует с обликом традиционных рупорных колонок (как Klipsch или JBL) и даже с нарочито агрессивной внешностью его ближайших родственников производства Avantgarde Acoustic.

Акустическая система стильно смотрится как без решетки (слева), так и с решеткой низкочастотного драйвера

Zero 1 XD родилась из желания конструкторов создать более компактный и доступный рупорный громкоговоритель, не требующий энциклопедических знаний для коммутации и настройки (на компьютерном жаргоне это называется plug & play, т.е. «подключи и заиграет»). Из желания спроектировать АС, которую, по словам одного из представителей фирмы, изготовить, упаковать и доставить владельцу было бы проще, чем другие модели.

Дизайнеры уподобились Микеланджело — взяли рупорную колонку традиционной конструкции и начали отсекать все лишнее. В конце концов они пришли к прямоугольному корпусу с фазоинвертором на задней стенке, слегка скругленной, чтобы увеличить пространство для «дыхания» низкочастотного драйвера.

Среднечастотный драйвер работает на отдельный объем, отсюда и «таблетка» на тыловой панели акустической системы. Справа показана колонка со снятой крышкой узла электроники

Будучи чуть больше метра в высоту и чуть меньше полуметра в ширину, колонка и впрямь оказалась на редкость компактной (занимает всего треть 1 кв. м. площади пола). В корпусе из упрочненного АБС-пластика, толщина которого достигает 30 мм, выполнены два рупора — для 5-дюймового среднечастотного динамика (вверху) и 25-мм пищалки (в центре). Под ними расположен НЧ-драйвер классической конструкции: с 12-дюймовым бумажным диффузором и ферритовыми магнитами (нижняя граничная частота составляет всего 30 Гц).

Все динамики — заказные, рассчитаны на идеальное согласование в составе рупорной акустики. Кстати, если «Звездным войнам» вы предпочитаете «Космическую одиссею 2001 г.», то можете приобрести Zero 1, оформленную а-ля интерьеры звездолета Discovery One — ослепительно белую. Мало того, за небольшую доплату можно заказать отделку в любом цвете гаммы RAL.

За фасадом

Традиционных акустических клемм вы здесь, разумеется, не найдете. Вместо них — под крышкой на тыловой стенке левой АС (при необходимости ее можно сделать правой, стоит лишь немного поколдовать с прилагающимся ПО) — размещены пять цифровых входов: пара коаксиальных, оптический (Toslink) и балансный AES/EBU (XLR 3), а также USB B для приема потокового аудио от компьютера.

Узел электроники крупным планом: предусмотрена возможность изменить уровень предварительного усиления (Gain) и соединить колонки посредством кабеля Cat 5 (гнездо Wire Link)

Иными словами, предусмотрена возможность подключить любой источник цифрового аудиосигнала — от CD-проигрывателя до сетевого плеера. Внимательный читатель сейчас же спросит: «А как быть владельцу вертушки винила?» Отвечаю: на коммутационной панели предусмотрена и пара аналоговых балансных гнезд XLR, подключенных к блоку аналогово-цифрового преобразователя (в первоначальной версии Zero 1 он был опцией, но на XD является стандартным оборудованием).

Управлять громкостью и выбирать нужный вход позволяет пульт ДУ. За отдельные деньги можно приобрести еще один ПДУ — в рифленом алюминиевом корпусе, способный противостоять даже зубам вашего любимца-щенка.

Как это работает?

С активного входа цифровой сигнал поступает на разделительные фильтры — их три для каждой колонки, по числу полос в ней. (НЧ-динамик работает с сигналом в диапазоне 30–250 Гц, СЧ-драйвер озвучивает полосу 250–2000 Гц, твиттер — 2000–20 000 Гц).

Полученные сигналы подаются на процессор цифровой обработки звука (т.н. DSP-процессор) с фильтрами переменной крутизны (вблизи частот среза, а это 250 и 2000 Гц, крутизна фильтра составляет классические 6 дБ/октава, обеспечивая оптимальную передачу звуковой эстафеты от одного драйвера к другому, а далее экспоненциально растет — вплоть до 100 дБ/окт!).

Низкочастотный драйвер с 300-мм бумажным диффузором

Поскольку обрабатывать приходится шесть аудиопотоков одновременно, к DSP-процессору предъявляются очень серьезные требования. В результате он строится на высокопроизводительных FPGA-матрицах и работает в 66-разрядном (!) режиме.

После обработки данные для правого канала (аудиопоток размерностью 24 бит/88,2 кГц) модулируются частотой 2,46 ГГц и передаются на соответствующую колонку по эфиру. Модулятор и/или приемник радиоканала размещены в левом верхнем углу корпуса АС, на максимальном удалении от усилителя. Если такой способ передачи оскорбляет ваши аудиофильские чувства, сигнал можно передать и по проводу — нужно лишь соединить колонки стандартным кабелем LAN (Cat 5).

Далее аудиопоток разделяется на три сигнала, каждый поступает на отдельный ЦАП, работающий с 4-кратной передискретизацией (24 бит/352,4 кГц), а оттуда — на усилители мощности.

Их, как вы уже догадались, по три в каждой колонке. Драйверы, нагруженные на рупор, озвучиваются 50-ваттными усилителями класса AB (при чувствительности 104 дБ такой мощности вполне достаточно), вуфер раскачивается 400-Вт усилителем класса D, поставляемым престижной голландской фирмой Hypex.

Опциональный пульт ДУ выполнен в алюминиевом корпусе

Разработчики подчеркивают: для получения реалистичной звуковой картины очень важно, чтобы звуковые волны всех полос колонки достигали слушателя одновременно. Между тем ни для кого не секрет: звуковая волна проводит в рупоре тем больше времени, чем он длиннее. Между тем высокочастотный рупор короче среднечастотного, а НЧ-динамик на рупор не нагружен вообще. В связи с этим на стадии DSP-обработки в сигналы каждой полосы вносятся соответствующие задержки (с точностью до 2 мкс).

Поскольку колонка будет работать в реальном помещении, целесообразно учесть его акустические особенности. Для желающих сделать это предусмотрено специальное программное обеспечение, в основе которого лежит виртуальный 100-полосный эквалайзер, при этом пользователь может выбрать нужные центральные частоты из 16 тысяч (!) возможных.

Изнанка декоративной решетки, закрывающей низкочастотный драйвер. Оказывается, даже такая чисто утилитарная вещь может выглядеть стильно

С подключенного компьютера в DSP-процессор вводится непосредственно желаемая АЧХ (предварительно скомпонованная в виде графика на мониторе компьютера). Для каждого входа эта АЧХ может быть своей. Если у вас нет желания заниматься компьютерной графикой, можете выбрать одну из предустановок. Если же и этот вариант вас не устраивает, просто вернитесь к горизонтальной АЧХ (изначальная установка, «намертво» вшитая в память DSP-процессора).

Базовые настройки акустики в управляющей программеПараметрический эквалайзер, при помощи которого можно как угодно корректировать звук акустики

Результат на слух

По сравнению с классическими громкоговорителями Avantgarde Acoustic, отличающимися масштабным и предельно энергичным (некоторые даже называют его размашистым) звучанием, акустическая система Zero 1 оказывается гораздо более сдержанной. Однако нет и намека на равнодушие или отрешенность. Насыщенная звуковая картина полнится четко сфокусированными образами.

Я не преминул узнать, как Zero 1 воспроизведет один из моих любимых тестовых треков — композицию «My Heart and I» Шарлотты Рэмплинг, не столько спетую, сколько прошептанную. Необычный тембр голоса певицы передавался с предельной реалистичностью, однако сонорные, которых здесь и без того в избытке, выдвинулись на авансцену. Впрочем, это не показалось искусственным — обаяние творческого почерка г-жи Рэмплинг только усилилось. Не менее удивительная метаморфоза произошла и с «Поэмой китайских барабанов» Йим Хок-Мана: Zero 1 сделала акцент на послезвучия, отчего сложилось впечатление, будто исполнитель расположился со своими барабанами не где-нибудь, а в кафедральном соборе. При этом бас отличается поразительной собранностью и управляемостью.

В общем, звучание этой незаурядной АС — новое и непривычное, позволяющее насладиться знакомыми записями так, словно вы слышите их впервые. А это — дорогого стоит.

Достоинства: превосходная фокусировка звуковых образов, возможность учесть акустические особенности помещения или воспроизводимой записи

Недостатки: при отработке аналогового сигнала происходит его двойное (АЦП–ЦАП) преобразование

Паспортные данные

Число полос — 3

Диапазон рабочих частот: сабвуфера — 30–250 Гц, СЧ-драйвера — 250–2000 Гц, твиттера — 2000–20 000 Гц

Чувствительность — 104 дБ

DSP-процессор: 6-канальный, 66-бит FPGA

Крутизна фильтра — до 100 дБ/окт.

ЦАП Burr-Brown, 3х24 бит

Мощность усилителей — 2х50 Вт + 400 Вт

Радиочастота передачи данных — 2,4 ГГц

Тип передачи данных — без компрессии для всех трех полос

Отдельный радиоканал для регулирования громкости+

Диаметр/длина рупора/диаметр диффузора драйвера:

СЧ-диапазон — 400 мм/190 мм/125 мм

ВЧ-диапазон — 130 мм/77 мм/25 мм

НЧ-диапазон — –/–/300 мм

Входы: USB В, Оптический (Toslink), коаксиальный (RCA), балансный цифровой AES/EBU (XLR), балансный аналоговый (2хXLR) опция

Масса — 40 кг

Габариты — 490x1040x318 мм

Обзор подготовлен онлайн журналом Stereo&Video