07 Июл

Назад к винилу – вперед к настоящему звуку!, статья. Портал “www.hifinews.ru”

Если вы думаете, что виниловые пластинки – удел небольшой кучки меломанов-ретроградов, то серьезно заблуждаетесь. Не так давно BBC опубликовала отчет о продажах носителей этого формата, из которого следует, что за 2014 год в Великобритании они превысили один миллион штук. И этот результат достигнут впервые за последние 20 лет. На самом деле, винил сейчас в моде и пользуется большим спросом. Более того, выбор музыки на пластинках гораздо шире, чем даже предлагаемых для загрузки через интернет – на виниле выходят даже One Direction.

Если вы ощущаете в себе желание приобщиться к миру виниловых проигрывателей и хотите начать собирать пластинки, вам надо знать несколько вещей. Для техники этого класса существует некоторое количество особых правил, которые не характерны для другой аудиотехники, и которые могут привести в недоумение начинающего «виниловода». Далее мы рассмотрим, как нужно выбирать проигрыватель виниловых дисков, чтобы получить от обладанием им максимальное удовольствие.

Во что мне это обойдется?

Хорошей новостью для вас будет то, что на рынке проигрывателей винила существуют модели в очень широких ценовых рамках. Можно приобрести вертушку Thorens 170 примерно за $600, которая обладает очень достойным качеством конструкции и изготовления, и которая умеет все то- же самое, что и проигрыватели класса High-end, такие как Continuum Caliburn или Clearaudio Statement. И это при том, что за стоимость последних можно купить небольшой домик в каком-нибудь местечке Великобритании. Определите бюджет предполагаемой покупки, и вы наверняка найдете что-то подходящее.

Более сложным является ответ на вопрос «сколько мне необходимо заплатить за проигрыватель?». Ответ на него зависит от того, для чего вообще вам вертушка – чтобы изредка послушать старые пластинки с целью предаться ностальгии или чтобы получить высококлассный источник звука, который превзошел бы цифровые плееры. Здесь уместно провести аналогию с рынком видеопроекторов. Вы можете купить недорогую модель, которая обеспечит большую и неплохую по качеству картинку, но по-настоящему кинематографическое изображение обойдется существенно дороже. В целом к этому моменту надо подойти очень серьезно, так как переход от простой модели проигрывателя «чтобы был» к классной вертушке выражается в серьезной разнице в цене – стоит ли ее платить, если все, что вы хотите, это послушать несколько пластинок из отцовской коллекции?

Как было уже отмечено, существует очень неплохая модель проигрывателя Thorens 170-1. Вам также потребуется приобрести фонокорректор, а также аксессуары для очистки пластинок. В целом же, те, кто хотел бы получить более-менее серьезную систему для воспроизведения виниловых дисков, должен быть готов потратить на нее около от 500 000 тенге.

Чем объясняется разница в цене?

Проигрыватель винила необычен для нашего времени тем, что является практически полностью механическим устройством. Современные гаджеты, где основным показателем качества работы является мощность процессоров, выпускаемых миллионными тиражами, и совершенство программного обеспечения, можно улучшать за счет небольшой разницы в цене. Однако у проигрывателей дело обстоит по-другому. Для того, чтобы сделать более совершенную вертушку, необходимо применять лучшие материалы и использовать сложные инженерные решения. К сожалению, это стоит денег. Разумеется, на этом рынке существуют различные конструктивные приемы, а также компании, выпускающие технику большими тиражами, но здесь не было сделано того огромного скачка в качестве звука, который мы могли наблюдать в цифровом аудио в последнее время.

 

Таким образом, хотя доступные по стоимости проигрыватели винила могут звучать очень увлекательно, все они имеют ряд ограничений. Скорость вращения диска, которая должна строго соответствовать стандартной, у них может «плавать» (примерно так же недорогие DLP-проекторы могут создавать эффект «радуги», которую видят некоторые пользователи). Кроме того, дешевые тонармы таких вертушек менее устойчивы к вибрациям (что проявляется в повышенном уровне шумов), и не отличаются высокой точностью изготовления.

Недорогие проигрыватели в целом менее толерантны к внешним механическим воздействиям – поставьте поблизости от такой вертушки колонки, и проблем с качеством звука не избежать. Но даже и эти недорогие модели гораздо увлекательнее в использовании, чем большинство цифровых плееров, и даже удивительно, какое звучание изготовителям удается «выжать» из них за сравнительно скромную стоимость.

Но если вы потратите немного больше денег на проигрыватель, это немедленно скажется на качестве звучания. Например, следующая после Elemental в каталоге Pro-Ject вертушка Debut Carbon обладает более высокой стабильностью скорости вращения и меньшим уровнем шумов. Этот проигрыватель обеспечит звук в более широком диапазоне частот – даже если остальные компоненты системы останутся без изменений. Конкурирующие модели, например, Rega RP3, при сравнительной стоимости также обеспечат хороший результат. В общем, потратив на проигрыватель около 700-800 долларов США, вы уже сможете в полной мере оценить преимущества этого аналогового формата.

А как насчет подержанной техники?

Так как проигрыватели винила выпускаются уже в течение очень длительного времени, нет ничего удивительного в том, что существует обширный рынок подержанной техники этого формата, на котором встречаются очень выгодные предложения. Действительно, подержанный проигрыватель в хорошем состоянии может обладать очень высоким соотношением качества и цены, но здесь важно не увлекаться. Необходимо помнить, что повышенный спрос на винил продолжается уже несколько лет, и поэтому действительно выгодные предложения найти все сложнее и сложнее. Недооцененные ранее модели быстро дорожают, а очень много сомнительных по качеству ретро-вертушек предлагаются по шокирующим ценам.

Существует и проблема запчастей. Если вы купите подержанный проигрыватель от Rega или Linn, то с приобретением необходимых деталей проблем не будет. Однако, к сожалению, то же самое нельзя сказать о многих прекрасных японских вертушках с прямым приводом из 1970-80-х годов, как и о продукции некоторых не самых популярных британских брендов. С ретро-вертушками такая же ситуация, как и, например, с автомобилем, возраст которого составляет 25 лет – вряд ли можно ожидать, что им не потребуется ремонт в ближайшее времени. Поэтому, приглядев подержанный проигрыватель на eBay, обязательно убедитесь в его ремонтопригодности – в особенности, если выпустившая его фирма больше не существует.

Мы и сами любим поискать какие-нибудь ретро-модели, и если вы спросите нас на чистоту, на какие вертушки стоит обратить внимание, мы, пожалуй, назовем Pro-Ject и Roksan (в особенности, компактный Radius). Они сейчас недооценены рынком, так же как и Nottingham Analog (если конечно вы сумеете найти его в продаже). Подержанные Michell и Rega также могут составить хорошую конкуренцию новым моделям в плане соотношения качества и цены. И весьма забавно то, что некогда переоцененный Linn12 в фанерованном корпусе теперь предлагается по гораздо более разумной цене.

В любом случае, покупая подержанный проигрыватель винила, необходимо учитывать два фактора – один из них относится ко всей Hi-Fi-технике second-hand, а другой весьма специфичен. Если вы сможете лично убедиться в работоспособности выбранной вертушки (а не покупать ее через интернет), вы сможете уберечь себя от возможных неприятных неожиданностей в дальнейшем. Кроме того, такая возможность подразумевает, что и курьерской доставкой покупки вам пользоваться не придется, а ее безболезненно переживают далеко не все товары. Если же все-таки вы будете приобретать проигрыватель дистанционно – внимательнейшим образом изучите его описание и список того, что входит в комплект. Очень часто на картинке проигрыватель изображается с тонармом, хотя в действительности его нет. То же самое относится и к звукоснимателю.

Что мне еще потребуется?

Проигрыватель винила состоит из трех основных компонентов, которые могут продаваться как все вместе, так и по отдельности. Это собственно вертушка, тонарм и звукосниматель. Если речь идет о недорогой модели, то она, как правило, предлагается уже полностью укомплектованной всем необходимым. Проигрыватели подороже, стоимостью примерно от 600 до 1500 долларов США, поставляются с тонармами, но уже, как правило, без звукоснимателей. В то же время многие модели дороже $800-1000 могут не иметь и тонарма. В таком подходе есть свои плюсы и минусы и в любом случае, если вам необходимо именно готовое решение, компании Rega, Clearaudio, Linn или Pro-Ject готовы вам его предоставить в любой ценовой категории. А фирмы Michell или Avid предложат вам заняться самостоятельным подбором компонентов для своих вертушек ценой менее $1500.

Сигнал, который вырабатывает проигрыватель винила (точнее, его звукосниматель), слабее, чем у других компонентов аудиосистемы. Чтобы ваш усилитель, не имеющий специального входа для подключения вертушки, смог нормально принять его, такой сигнал необходимо предварительно усилить с помощью внешнего фонокорректора. На самом деле, большинство стереоусилителей и AV-ресиверов, в особенности японских брендов, упомянутый вход все-таки имеют. Однако роль предусилителя-фонокорректора в общем качестве звучания вашей системы очень велика, и, даже если ваш усилитель имеет соответствующий вход, встроенная схема может быть не самой совершенной. Кроме того, обычно встроенные фонокорректоры рассчитаны на работу со звукоснимателями с подвижным магнитом (ММ-типа). Если же вы решите оснастить свой проигрыватель звукоснимателем с подвижной катушкой (MC-типа), которые, как считается, обеспечивают лучшее звучание, то для него придется купить специализированный предусилитель – к устройству, рассчитанному на работу с MM-головкой, его подключить нельзя. Мое мнение таково, что в ценовом сегменте до $800 лучше выбирать MM-звукосниматель, так как MC-головка такой стоимости не даст существенных преимуществ по звуку, а хлопот с ней больше.

Итак, все необходимое для того, что бы начать прослушивание виниловых пластинок, приобретено. Однако есть еще пара вещей, на которые стоит обратить внимание. Первое – это щетка для очистки пластинок. Сотрите с пластинки пыль перед тем, как опустить на нее звукосниматель вертушки, и вы не только избавитесь от треска и щелчков в звуке, но и продлите ей жизнь. И, кроме того, существует масса аксессуаров для точной настройки проигрывателей, а также всевозможных твиков их конструкции. Вы можете без них обойтись, или погрузиться в этот весьма увлекательный мир – выбор за вами.

И что теперь?

Существенным преимуществом рынка винила является то, что при растущих ценах сама техника здесь практически не устаревает (в отличие от цифрового аудио), и свой проигрыватель вы всегда сможете продать. То же самое относится и ко всем аксессуарам, тонармам, звукоснимателям и фонокорректорам. Таким образом, винил – это еще и весьма прибыльный бизнес.

Многие считают, что всплеск популярности винила будет недолгим. Мы не хотим с ними соглашаться, но возможно, что они правы. Винил – это наиболее увлекательный способ слушать музыку, и если множество хипстеров вдруг охладеют к нему, будет даже лучше. Прежде чем потратить деньги, вам необходимо понять, зачем вам нужен проигрыватель винила, и стоит ли его покупать. Но если качество звука для вас имеет значение, то вы обязательно влюбитесь в этот формат.

Если вы хотите приобщиться к миру винилового звука мы поможем вам с выбором не только проигрывателя виниловых дисков но полного комплекта для стерео системы. Звоните нам. Приходите в наш самый домашний шоу рум в Алматы. Будем рады поделиться тем, что знаем и умеем.

При подготовке статьи использовались материалы с AVForums.com (перевод с английского – hifiNews.RU)