ЧИСТЫЙ АНАЛОГ
Эквилибр с массой
В отличие от цифровой электроники, принцип действия которой открыт только специалистам (да и то не всем), механическая грамзапись кажется простой и понятной. Именно, кажется, ведь на самом деле проигрыватель винила – это сложная резонансная система, в которой малейшее изменение одного элемента неизбежно тянет за собой все остальные и может вывести из равновесия всю конструкцию.
К примеру, увеличение массы опорного диска благотворно сказывается на равномерности вращения, это позволяет также увести дальше в неслышимую часть спектра низкочастотные резонансы системы и тем самым снизить рокот. Однако придется увеличить мощность привода, одновременно возрастет уровень создаваемых им помех, а борьба с ними обойдется еще дороже.
Конечно, компьютерные средства проектирования облегчают задачу, поскольку позволяют просчитать многие параметры и их взаимосвязи на виртуальной модели. Однако остается главный вопрос, на который могут ответить только живые люди: какие параметры и функции проигрывателя являются критически важными, а какими можно пренебречь, чтобы вписать модель в заданные бюджетные рамки? Причем в решении этой задачи приходится учитывать не только технические и экономические соображения, но и моду, а также позиционирование механической звукозаписи в современной культуре.
Глянцевый лак делает корпус достаточно жестким, так что это не столько дизайнерское, сколько техническое решение.
Да-да, винил занимает совершенно особое место в нашей жизни. Обратите внимание: если в каком-нибудь голливудском фильме герой слушает музыку, то это непременно винил – что-то не припомню ни одной картины или сериала, где бы транслировали сигнал со смартфона на беспроводной спикер или заводили сетевой стример, не говоря уж о компакт-дисках – об их существовании Голливуд давно забыл.
С этой точки зрения, глянцевый корпус вертушек Yamaha может показаться попыткой привлечь внимание непосвященных, падких на все блестящее, и даже уступкой гламуру в ущерб техническому совершенству. На самом деле это не так.
Из чего сделан корпус TT-S303, официально не раскрывается. Вероятнее всего, это МДФ, недорогой и обладающий прекрасными демпфирующими свойствами материал. А глянцевый лак делает корпус достаточно жестким, так что это не только дизайнерское, но и техническое решение.
Внутренний и внешний диски составляют единое целое, а установка ремня осуществляется через специальные технологические отверстия.
Проявляется этот подход и в других конструктивных особенностях механизма. К примеру, двигатель размещен под опорным диском, с внутренней стороны которого есть круглый выступ меньшего диаметра, именно его охватывает пассик, передающий вращение от оси электромотора. Такая компоновка позволила уменьшить длину ремня и снизить неравномерность движения по сравнению с системами, где пассик вынужден охватывать внешний диаметр опорного диска. Заодно сделали более лаконичным и строгим облик проигрывателя, то есть решили заодно и дизайнерскую задачу. К слову сказать, это классическая конструкция, которая часто применялась в недорогих проигрывателях середины 20 века: вращение от оси двигателя передавалось на промежуточный диск, на который сверху помещался опорный «блин» и который мог проскальзывать. У Yamaha это сделано иначе: внутренний и внешний диски составляют единое целое, а установка ремня осуществляется через специальные технологические отверстия.
Ритуальные действия
Возможность для оперативной коррекции скорости вращения не предусмотрена, есть только подстроечные резисторы на нижней панели корпуса. Понятно, что предназначены они для сервисной мастерской, а не для пользователя. Это тот самый случай, когда разработчики решили сэкономить без заметного ущерба для звука. На слух наиболее заметны детонации (из-за растянутого пассика или увеличенного трения в подшипниках), но их нельзя исправить с помощью регулировки скорости по стробоскопу. А постоянные отклонения становятся ощутимы только при очень больших значениях. Кстати, такие отклонения нередки и в бюджетной цифровой технике – из-за неточной работы тактовых генераторов. Не раз замечал, что некоторые CD-проигрыватели и ЦАПы звучат «быстрее» или «медленнее» других.
Управление вертушкой сведено к двум кнопкам (переключение скорости и запуск/остановка двигателя) и рычагу, опускающему тонарм на пластинку.
С другой стороны, отсутствие оперативной подстройки скорости упрощает не только конструкцию, но и жизнь пользователям, точнее, тех из них, кто не хочет вникать в технические подробности и становиться обслуживающим персоналом для своей техники. Поэтому управление вертушкой сведено к двум кнопкам (переключение скорости и запуск/остановка двигателя) и рычагу, опускающему тонарм на пластинку. Естественно, при установке проигрывателя придется правильно сбалансировать противовес и настроить компенсатор скатывающей силы. Но и эти нехитрые манипуляции доступны любому, кто сможет прочитать руководство пользователя.
Потребление энергии при остановленном двигателе минимально, поэтому выключать вертушку после каждого прослушивания не обязательно. А значит расположение выключателя питания на тыловой панели не является недостатком. А вот провода с переменным током, которые тянулись бы через весь корпус к выключателю на столе, могли бы стать источником помех. Так что нет, пусть будет сзади.
Заменить иглу не проблема: в руководстве пользователя рекомендовано приобретать вставки Audio-Technica ATN3600L.
Некоторые наши читатели наверняка станут сожалеть об отсутствии автостопа, который поднимает тонарм после окончания стороны и останавливает двигатель. Автоматика простейшая, и не сильно увеличила бы стоимость проигрывателя. Но дело не только в экономии, но и в том, что прослушивание винила в наше время – это нечто принципиально иное, чем это было, скажем, 50 лет назад, когда в ходу были полные автоматы (как на обложке роллинговского альбома «Let It Bleed»). Сейчас это ритуал, подразумевающий участие слушателя. Закончилась сторона пластинки – изволь встать с кресла, подойти к вертушке, чтобы поднять иглу с пластинки, перевернуть ее и опустить снова. Винил не для ленивых. Не хочешь оказывать ему знаки почтения – слушай файлы, с ними можно хоть сутками не вставать с дивана.
На острие регресса
Многие наши коллеги, которые писали о TT-S303, отмечали, что это первая виниловая вертушка Yamaha после 30-летнего перерыва. При этом как бы намекая, что те бренды, что не переставали их выпускать, имеют какие-то преимущества. На самом деле это не так.
Вспомним, что виниловый ренессанс начался с диджейских моделей – это весьма специфическая техника, предназначенная не для качественного воспроизведения пластинок, а для скретчей. Отсюда и широкое использование приводов direct-drive, пренебрежение к свойственному им повышенному уровню рокота (кто услышит этот рокот на оглушающей party?), а также применение головок с повышенной прижимной силой. Тем брендам, которые не прекращали выпуска виниловых проигрывателей (то есть производили диджейские вертушки) преодолеть это наследие значительно труднее, чем тем, кто не участвовал в этом безобразии. Хотя полностью от него избавиться пока не получается.
В паузах между треками – никакого рокота, лишь едва заметный шорох уже не нового винила.
У нашего героя это проявилось в использовании картриджа с рекомендованной силой прижима 3,5 г. Хотя по современным меркам, это нормально. Игла – самая простая, с конической заточкой. Кантилевер из карбона. Заменить иглу не проблема: в руководстве пользователя рекомендовано приобретать вставки Audio-Technica ATN3600L, подойдут и ATN91 и некоторые другие. Думаю, это важно, ведь у меня винил закончился в начале 90-х, когда мой малолетний сын сломал иглодержатель, а найти ему замену не получилось – дешевле оказалось приобрести CD-проигрыватель.
Тонарм прямой из алюминиевого сплава, шелл съемный, хотя на многих интернет-ресурсах можно прочитать, что такое возможно только с S-образными. Как видим, нет. Откровенно говоря, предпочитаю именно прямые – они технологичнее, имеют меньшую массу. Убежден, что подвижные элементы системы должны быть легкими. Если у вас есть аргументы в пользу другой точки зрения – пишите в комментариях.
Питание – 12 В от внешнего адаптера, естественно, импульсного. А это наводит на мысль об апгрейде вертушки за счет его замены на качественный линейный. Думаю, это положительно скажется на звуке, особенно при использовании встроенного фонокорректора.
О его конструкции в документации умалчивается. Скорее всего, это типовая схема на ОУ. Но вертушка допускает подключение внешнего корректирующего усилителя – для этого предусмотрен тумблер на панели разъёмов. И мы этой возможностью воспользовались.
Аналог и цифра под видом аналога
Прослушивание проходило в московском представительстве Yamaha – там к нашему визиту уже была готова система из проигрывателя, усилителя Yamaha A-S3000 и акустики Soavo-1 самой первой версии.
Начали со встроенного фонокорректора и альбома Yello с типичными электронными напористыми басами – хотелось проверить, как вертушка перенесет такое грубое внешнее давление. Да без проблем. Хватило пары треков – эта изначально цифровая запись играла как компакт-диск – чисто, гладко, эффектно, но не увлекала.
Потенциал TT-S303 значительно выше, чем способен раскрыть встроенный фонокорректор.
Оригинальный альбом Santana 1982 года звучал уже совершенно по-другому. Прозрачно и вместе с тем ненавязчиво, с прозрачными высокими и очень отчетливыми басами. Удивила глубокая и реалистично локализованная сцена. В паузах между треками – никакого рокота, лишь едва заметный шорох уже не нового винила.
Пластинка J.J. Cale, также аутентичная, 1976 года звучала даже еще более скульптурно, выпукло. Периодические потрескивания были здесь более заметными в силу «разряженного» инструментала, но ничуть не мешали. Нахлынули воспоминания молодости…
Сборник песен из фильмов Квентина Тарантино – это, конечно же, новодел с цифрового оригинала. Но играл настолько увлекательно и аутентично, будто бы его записали с настоящих аналоговых мастер-лент.
Альбом Нины Симоне «I Put A Spell On You» – новодел 180 г, записан в стерео с ремастера 2006 года, но очень грамотно. В моей коллекции он есть в форме Hi-Res-файлов c разрешением 24 бита/96 кГц, вероятнее всего, с того же самого ремастера. Но в интерпретации Yamaha TT-S303 альбом играл совсем по-другому: если бы не знал о цифровых манипуляциях с этой записью, никогда бы не подумал, что это новодел – музыка звучала необыкновенно естественно, живо и комфортно.
Переключились на внешний фонокорректор. Заметно прибавилось басов, верхняя середина очистилась от легкой подкраски, которую я списывал на несовершенство старых записей. Саунд стал еще более обволакивающим, мягким и комфортным, не потеряв при этом ни в прозрачности, ни в деталировке.
Несмотря на явное расширение частотного диапазона вниз, пауза осталась столь же чистой и свободной от рокота. Похоже, потенциал TT-S303 значительно выше, чем способен раскрыть встроенный фонокорректор. А если еще заменить и картридж…
Технические данные
Управление тонармом: ручной микролифт || Тонарм: прямой 223,5 мм || Заход иглы (оверхэнг): 19 мм || Опорный диск: из алюминия || Тип привода: пассиковый || Двигатель: постоянного тока || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 об/мин || Коэффициент детонации: < 0,2% RMS || Отклонение скорости: +/- 2% || Головка в комплекте: ММ Audio-Technica (прижимная сила 3,5 г) || Отношение сигнал/шум: > 67 дБ || Выход: Phono, Line (переключаемые) || Напряжение на выходе: 2,5 мВ/450 мВ (Phono/Line) || Питание: DC 12 В, 2A || Потребляемая мощность: 6 Вт || Отделка: черный или белый лак || Габариты: 450 x 136 x 368 мм || Масса: 4,8 кг